Средняя группа: Детский сад №25 «Малыш», г.п. Виллози
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 «Малыш»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Количество лет обучения: 1 год Количество учебных часов за год обучения: 56 Возраст детей 3-4 года
Автор-разработчик программы: Санжаревская Н.Е.– педагог доп.образования
Ломоносовский район дер.Виллози 2016г. СОДЕРЖАНИЕ
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Оч.умелые ручки»разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», При разработке дополнительной общеразвивающей программы художественно- эстетической направленности «Оч.умелые ручки» были использованы: Типовая (Примерная) программа .Лыкова И.А «Цветные ладошки» Парциальная программа художественно – эстетического развития детей 2 – 7 лет в изобразительной деятельности. – М.: ИД «Цветной мир», 2015. - 144с. Цель дополнительной общеразвивающей программы «Оч.умелые ручки» : Развивать художественно – творческие способности у детей младшего дошкольного возраста средствами тестопластики, пластилинографии, аппликации. Задачи дополнительной общеразвивающей программы художественно- эстетической направленности «Оч.умелые ручки»: Обучающие: · Познакомить со способом изображения – пластилинографией, аппликацией «бумажной пластикой», тестопластикой. · Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). · Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; · -Учить основным приемам тестопластики (скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание ) · Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета. · Учить работать на заданном пространстве. Развивающие: · Развивать у детей интерес к художественной деятельности. · Развивать мелкую моторику рук. · Развивать интерес к процессу и результатам работы. · Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. Воспитательные: · Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, тестом, клеем. · Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. · Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус. · Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя. Принципы реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «Оч.умелые ручки»: Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учтом природных особенностей в данный момент деятельности. Обогащения сенсорного опыта. Последовательности и систематичности. Личностно-ориентированный подход. Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности в соответствии особенностями познавательного развития детей младшего возраста. Взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности. Организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений. Технологии: Игровое обучение Педагогика сотрудничества Методы: Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации); Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово) Практический Формы: Индивидуальные Групповые. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы художественно- эстетической направленности «Оч.умелые ручки»: состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации - кисть, в лепке – стека и скалка). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные пред ними цели. Новизна дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «Оч.умелые ручки» заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно. Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа 3 – 4 года. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение три года. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «Оч.умелые ручки» - семь месяцев. Структура занятия 1. Создание игровой ситуации (загадки, игры). 2. Объяснение, показ приемов лепки и аппликации. 3. Выполнение задания детьми. 4. Физ. пауза. 5. Доработка изделия из дополнительного материала, при необходимости. 6. Рассматривание готовых работ. Организация учебного процесса: При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила: 1. Не мешать, ребенку творить; 2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое; 3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности; 4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его; 5. Поддерживать инициативу детей; 6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка. Способы лепки и аппликации 1. Конструктивный – изготовление предмета или композиции из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) . 2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру. 3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки и аппликации. 4. Модульный – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей. Приёмы лепки Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»2.1 Содержание дополнительной общеразвивающей программы художественно - эстетической направленности «Оч.умелые ручки»Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных модуля занятий: аппликация «бумажная пластика», тестопластика, пластилинографика. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей
Аппликация «бумажная пластика» Количество часов 14 с периодичностью 2 раза в месяц. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. В аппликации – мы знакомим детей с бумагой как художественным материалом, создаем условия для экспериментального освоения её свойств и способов воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на основе учим детей: создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы; приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Тестопластика Количество часов 28 с периодичностью один раз в неделю. Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция. Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; Синхронизирует работу обеих рук; Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук; Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса. По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития. Приёмы лепки Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание. Тесто для лепки Мука - 300г (2 чашки) Соль – 300г (1 чашка) Вода – 200мл. Способы приготовления теста Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым. Преимущества солёного теста можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; легко отмывается и не оставляет следов; безопасно при попадании в рот, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно! если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе; краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные; поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века. с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму. Пластилинография Количество часов 14 с периодичностью 2 раза в месяц. Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные пред ними цели. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют, большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.). Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала: Пластилин– мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям: · Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком). · Для работы использовать плотный картон. · Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин. · На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук. · После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии. Учебный план реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно - эстетической направленности «Оч.умелые ручки
2.2 Учебно-тематический план занятий в кружке «Оч.умелые ручки»Количество часов в неделю 2 раза. Количество часов в год 56ч.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»Формы обучения: Совместная деятельность педагога с детьми. Формы организации образовательной деятельности обучающихся: 1. Объяснительно-иллюстративный– дети воспринимают и усваивают готовую информацию 2. Репродуктивный– дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности 3. Частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом 4. Исследовательский– самостоятельная творческая работа детей Методические приемы: • показ технологических приемов; • рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.; • рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.; • игровые приемы (приход героя и др.); • упражнение детей навыках использования инструментов для лепки и аппликации (стеки, скалки, печатки, шаблонов и т.д.). Организация аудиторных, занятий, определение формы аудиторных занятий: 1. Словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.) 2. Наглядный (показ иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.) 3. Практически (выполнение работы и др.) Методы организации деятельности детей на занятиях: 1. Фронтальный– одновременная работа со всеми учащимися 2. Индивидуально-фронтальный –чередование индивидуальных и фронтальных форм работы 3. Индивидуальный– индивидуальное выполнение заданий.
Наполняемость объединения: 8 – 10 человек Продолжительности одного занятия: 30 минут, поскольку придется много работать индивидуально Объем нагрузки в неделю: два часа в неделю
3.1 Средства обучения необходимые для реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно - эстетической направленности «Оч.умелые ручкиТестопластика, пластилинография
Перечень учебно - методических материалов
6 апреля 2018 в 19:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.